Молитвы Святым Небесным Силам Традиционные

Святые Небесные Силы

Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен бытия мира.

Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают волю Божию, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих и удерживают от греховных падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Блаженство Ангелов состоит в лицезрении Бога, в созерцании Его славы. Ангелы знают Бога непосредственно. Они предстоят благоговейно пред Престолом Божиим и непрестанно славословят дивное Имя Его. В служении и славословии Богу состоит вся жизнь их безсмертная.

По примеру Ангелов и мы можем углубляться, по мере сил наших, в тайны Божественного мироздания и мироправления. У нас есть ум, познающий Бога в природе видимой и духовной. Повсюду мы можем видеть премудрость, благость и всемогущество Божие, и благоговеть пред Его совершенствами. Особенно должны благоговеть мы пред тайной нашего спасения от грехов.

Ангелы со страхом и трепетом предстоят пред Престолом Божим; и мы должны со страхом соделывать наше спасение. Славословие Божие, служение Богу, да будет постоянным и вечным занятием нашим, вместе с Ангелами, в Царстве Отца Небесного.

Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как огонь возжигается от огня, свет от света, так и духовное соприкосновение к нам Ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры.

Молитвы святым Небесным Силам

(Проводятся от множественного лица, ибо не можем оставить мы сродников и друзей наших мы вниманием и молитвами нашими. Как говорят отцы церкви, моление за многих более приятно Богу чем моление лично за себя, ибо так спасаем множество душ. Молиться может любой человек кто верит во Единаго Господа Вседержителя, Его Иерархию Сил Света, во Иисуса Христа Сына Божия, во Духа Святаго и во Приисну Деву Марию.)

Молитва ко святым Ангелам

К вам, яко заступникам и хранителям жизни нашей, молимся: подадите нам молитвами вашими, дневное пребывание богоугодно и неискусно от злых деяний и помышлений прейти. Отверзите слух ушам нашим, да услышим и разумеем дела и словеса Божия душеполезная, да прозрим внутренними очими. Молите за ны, да не пояст нас меч ярости Господни.

Ты же, Господи наш, Господи, призри на нас, и помилуй нас, и изведи из темницы душу мою, прежде даже не отыдем отсюду и не приидем на страшный оный суд Твой. Приими молящийся за ны святыя Ангелы Твоя, иже окрест престола Твоего всегда со страхом предстоят, и тех молитвами, изряднее же Пречистыя Твоея Матере, избави нас от страшнаго онаго и грознаго суда Твоего: Ты бо еси Агнец Божий, вземляй всего мира грехи, распятый на Кресте, нашего ради спасения. Вонми молитве нашей и пошли Ангела хранителя души моей и телу, да тем наставляем, избавимся от всяких врагов, видимых и невидимых, и сподобимся получити Твою милость со всеми от века Тебе благоугодившими: яко Ты еси Бог наш, и к Тебе прибегаю, и на Тя надеюся: аще и согреших паче человек, но от Тебе не отступих, ни руку нашу воздех ко иному Богу. Тебе молимся, Господи Иисусе Христе, Тя благословим, и Тебе поклоняемся от Троицы Единому, со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

Молитва святым Небесным силам *

(Эти и последующие молитвы из архива митрополита Иммануила)

Огнепламеннии СЕРАФИМИ, любве Божественныя податели, молите Бога о нас.

Многоочитии ХЕРУВИМИ светом, Боговедения сияющие, ведением Таинств Божиих и глубины Его Премудрости просвещаемии и просвещающий, молите Бога о нас.

Богоноснии ПРЕСТОЛИ, суда Божия праведного органы, молите Бога о нас.

Могущественнии ГОСПОДСТВА, податели власти духа над плотию, победители искушений, молите Бога о нас.

Чудотворящие крепостию своею СИЛЫ, дарующие благодать чудотворений, сило немощных и смирение озлобленных, молите Бога о нас.

Противоборцы бесовскии, святии ВЛАСТИ, укрепители во брани духовной, диавола и наветов его победители, молите Бога о нас.

Воли Божией во вселенной установители, святии НАЧАЛА, стран и царств владыки, молите Бога о нас.

Святии АРХАНГЕЛИ, — святые веры укрепители, светом познания Святаго Евангелия умов просветители и таинств святыя веры открыватели, молите Бога о нас.

Святии АНГЕЛЫ, тайн Божиих возвестители, добродетелей наставницы и человеков хранители, молите Бога о нас.

О Серафимы пламенные, огнем любви Божественной очистите, зажгите и наши сердца, да, кроме Бога, никакой другой не пожелаем мы красоты; Бог да будет нашему сердцу единой утехой, единой усладой, единым благом, красотой, пред которой всякая земная красота блекнет!

(Все мучимые от диавола должны молитвенно призывать в помощь святые Власти; о всех бесноватых, разных припадочных, кликушах, порченых, надо ежедневно молиться Властям:

“Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба(-ы) Божия(-ией) (имя рек) бесов, его(ее) мучащих!”

Когда нападает на душу бес уныния, также надо молиться Властям, дабы властью своею отогнали они этого беса. С верою, в простоте сердечной призываемые, Власти не замедлят прийти на помощь, прогонят беса, и одержимый бесом почувствует себя свободным от него, почувствует простор и легкость в душе своей.

Господствия нужно молитвенно призывать в помощь всякому, кто хочет освободиться от какой-либо страсти, хочет возобладать над нею, отстать от какой-либо дурной привычки, но не может сделать этого, по причине слабости воли. Пусть взывает таковой:

“Господствия святые, укрепите мою слабую волю в борьбе с грехом, дайте возгосподствовать мне над страстями моими!”

И верь, такое молитвенное призывание не останется бесплодным, и сейчас же от сонма Господствий послана будет тебе помощь и крепость.

У кого разбита жизнь, кто колеблется, не знает, каким путем идти, тот должен призывать в помощь Архангелов, дабы научили они его, как жить ему должно:

Архангелы Божии, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумите, научите меня, как мне выбрать путь, воньже пойду, да благоугожду Богу моему!

О, Ангел хранитель, храни нас всегда от бури страстей в тишине Христовой!

Из молитвенных прошений святителя Серафима (Звездинского))

Тропарь, ГЛАС 6

Ангеле Божий, хранитель наш святый, живот наш соблюди во страсе Христа Бога, ум наш утверди во истинном пути и к любви горней уязви души наши, да, тобою направляемы, получим от Христа Бога великую милость.

О Пресвятая Владычице наша Богородица, вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел и вси святые, помилуйте нас, помозите нам в жизни сей, во исходе души нашей и в Будущем Веце. Аминь.

Краткая Молитва святым Архангелам

Святый Архистратиже Божий МИХАИЛЕ, победителю, будь победителем всех наших страстей и моли Бога о нас.

Святый Архангеле Божий ГАВРИИЛЕ, вестниче Божий, возвести нам указы Божии и моли Бога о нас.

Святый Архангеле Божий РАФАИЛЕ, исцелитель, исцели нас от болезней, душевных и телесных, и моли Бога о нас.

Святый Архангеле Божий УРИИЛЕ, просветитель, просвети наши душевные и телесные чувства и моли Бога о нас.

Святый Архангеле Божий САЛАФИИЛЕ, молитвенниче о нас теплый, моли Бога о нас.

Святый Архангеле Божий ИЕГУДИИЛЕ, славитель, прослави нас добрыми делами и моли Бога о нас.

Святый Архангеле Божий ВАРАХИИЛЕ, благословящий, благослови нас всю жизнь провести в душевном и телесном спасении и моли Бога о мне.

О Великий Архистратиже Божий, Архангеле ИЕРЕМИИЛЕ, хранителю наш. Сохрани душу нашу от искушения и моли Бога о нас.

Михаил (с евр. — “кто как Бог”; Д ан. 10,13; Иуд. 1,9) — Архистратиг бесплотных Сил. “Вождь воинства Господня” (Нав. 5,14-15)

Гавриил (с евр. — “муж или сила Божия”; Дан. 8,16; Лк. 1,19) — служитель Божественной крепости и вестник тайн Божиих.

Рафаил (с евр. — “помощь Божия”; Тов. 3,16) -*• целитель недугов.

Уриил (с евр. — “свет или огонь Божий”; 3 Езд. 4,1) — служитель Божественной любви, возжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания.

Салафиил (с евр. — “молитва к Богу” 3 Езд. 5, 16-31) — служитель моления, научающий молитве.

Иегудиил (с евр. — “хвала Божия”) — помощник в трудах и ходатай наград труждающимся во славу Божию.

Варахиил (с евр. — “благословение Божие”) — служитель Божиих благословений.

Иеремиил (с евр. — “высота Божия”; 3 Езд. 4,36).

Архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в именах.

Молитвы святому Архистратигу Михаилу

О Господи Боже Великий, Царю безначальный! Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь нам изъять нас от враг видимых и невидимых!

О Господень Архангеле Михаиле, излей миро благостыни на нас. О Господень Архангеле Михаиле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам борющимся с нами, сотвори их яко овцы, и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень Великий Архангеле Михаиле, шестикрылатый первый Княже и Воеводо Небесных Сил, Херувим и Серафим! О чудный Михаиле Архангеле! Буди нам помощь во всем, в обидах, в скорбех, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави нас, Великий Михаиле Архангеле, от всякия лести диавольския, всегда услышишь нас, молящихся тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь нашу, и услыши молитву нашу. О Великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящиеся силою честнаго и животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых Апостол, и святого Николая Чудотворца, святого Андрея юродиваго и святого пророка Илии, и святых великомученик Никиты и Евстафия, преподобных отец и святителей и мученик, и всех святых Небесных Сил. Аминь.

(Молитва сия древняя, написана на паперти Чудова монастыря в Москве — в церкви Архистратига Михаила.

Кто читает сию молитву каждодневно, не прикоснется к нему ни диавол, ни злой человек, и лестию не обольстится сердце его, и ада преисподняго избавится.

Молитесь под праздник Архангела Михаила: под 19 сентября (Чудо в Хонех) и под 21 ноября (Собор Архистратига Михаила), т. е. под Михайлов день. Молитесь в 12 часов ночи, ибо Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной, и опускает правое крыло в геенну огненную, которая в это время гаснет. Молитесь под эти ночи, и Он услышит молитву просящего, называйте усопших мытарей по имени и просите, чтобы Он вывел их из ада. Помяните родных, знакомых и близких, называйте их имена.)

Молитва Архангелу Михаилу.

Идеже осеняет благодать твоя от Господа, Архисгратиже Божий Михаиле, оттуда изгонится диавола сила. Не терпит бо света твоего видети, спадый с небеси денница. Тем молим тя, огненосные стрелы его, движимые на нас, угаси своим дуновением. Аминь.

Святый Архистратиже Божий Михаиле и прочие Небесные Силы бесплотные, молите Бога о нас, страждущих, да отторгнет Господь от нас всяческие пагубные помыслы, нас терзающие и доводящие до колебания в вере и телесного изнеможения.

Великий и грозный страже, Архистратиже Михаиле, огненным мечем отсекай врага рода человеческаго и всех приспешников его, хотящих погубить нас, и стой нерушимо на страже дома сего, всех живущих в нем и всего достояния его.

(Из сборника молитв афонского старца Пансофия. 1848г.)

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимый и пресущественный Троицы первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческаго приставниче и хранителю, сокрушившый с Воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляя злобу и коварства его на земли! К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и Православному Отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг, видимых и невидимых. Буди вождь и соратай непобедим христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противящиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его. Прими, о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо, еже обратимся ко Господу и оживленным быть от Него на дела благия. Озари ибо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас, благая и совершенная, и ведет вся, яже подобает нам творить. Укрепи благодатию Господнею волю нашу. Над всеми же сими испроси нам свыше дух истиннаго покаяния, радость в молитве Божьей. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, возьми нас, Архангеле Божий, на восход в горняя обитель: да охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

(Из службы с акафистом)

О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде страшнаго суда приведи души наши к сотворшему их Богу, седящему на херувимех, и молися о нас прилежно, да твоим ходатайством пребудем мы в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй нас, требующих твоего заступления, сохрани нас от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нам непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архисгратиже! Не презри нас, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем веце, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва святому Архангелу Гавриилу

О святый великий Архангеле Гаврииле, Божию престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молим тя, вестниче божий и защитник душ наших, настави нас к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере нашей, укрепи и огради душу нашу от искушений прельстительных и умоли Создателя нашего о отпущении грехов наших. О святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри нас, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем венце, но присно помощник, нам явися, да непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа Державу, и твое предстательство, во веки веков. Аминь.

Молитва святому Архангелу Рафаилу

О святый великий Архангеле Рафаиле, престолу Божию предстояй! Ты благодатию Всемогущаго, Врач душ и телес наших, силой тебе данною, от болезней и злых духов сохраняешь еси. Всеусердно молим тя, буди нам путеводитель в жизни, сохрани от всех видимых и невидимых враг, исцели душевныя и телесныя бо¬лезни, управи жизнь нашу к покаянию во грехах и ко творению добрых дел. О святый великий Рафаиле Архангеле! Услыши нас, молящихся тебе, и сподоби в здешней и будущей жизни благодарити и славити общаго Создателя нашего в безконечныя веки веков. Аминь.

Молитва святому Архангелу Уриилу

О великий Архисгратиже Божий Архангеле Урииле, ты, еси просвещаеши огнем Божественным всех верующих, просвети и нас, освяти ум и сердце и волю нашу, и возбуди прославляти Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Благоволенье Божие за души наши, да избавит нас Господь от всех врагов, видимых и невидимых, и всех бед, скорбей и всякого неверия, раскола и ересей твоими молитвами, Архангеле Урииле, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святому Архангелу Салафиилу

О великий Архистратиже Божий Архангеле Салафииле, ты приносишь молитвы святые пред лицем Божиим, умоли Его Благоволенье за души наши, да созиждет Господь сердце чисто и дух правый да обновит во утробе нашей; и Духом Святым утвердит к покаянию и молитве, дабы всегда пребывати нам с Богом ныне, и до последнего часа жизни нашей, и во веки веков. Аминь.

Святый Архангеле Божий Салафииле! Молитвенниче со всеми Небесными Силами и сугубый ходатай о усопших, моли Бога о нас и о присных, в успении сущих. Ты еси просвещаешь огнем Божественным всех верующих, просвети и нас, освяти ум и сердце и волю нашу, и возбуди прославляти Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Благоволенье Божие за души наши, да избавит нас Господь от всех врагов, видимых и невидимых, и всех бед, скорбей и всякого неверия, раскола и ересей твоими молитвами, Архангеле Урииле, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святому Архангелу Иегудиилу

О великий Архисгратиже Божий Архангеле Иегудииле, ты еси ревностный защитник славы Божией, ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, возбуди и нас, к покаянию и молитве Господу Богу, и подаст нам Господь дух возвышенный, и смиренное сердце, и истинное исповедание во грехах наших, да избавит нас Господь от муки вечныя и от злых врагов всегда: ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святому Архангелу Варахиилу

О великий Архистратиже Божий Архангеле Варахииле, предстоя престолу Божию, и оттуда приносишь благословение Божие в домы наши; испроси у Господа милости и благословения на домы наши, на скот и нивы наши, да благословит Господь Бог нас от Горы Святой Своей, дарует изобилием скот наш и изобилием плодов земных, и подаст нам здравие, и спасение, и помощь, и сподобит Царствия Небеснаго со всеми Святыми, молитвами Пречистыя Владычицы и всех святых Небесных Сил, ангел и архангел, всегда: ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвы святому Ангелу хранителю

О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С чистаю душою предстою ти, моляся: услыши нас, с молитвою крепкою нашею: не помяни наших беззаконий и неправд, испроси за нас пред нашим Господом: явися нам милосерд и не отлучайся от нас, до кончины нашей: пробуди нас от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время жития моего без порока прейти и сотворити плоды, достойны рук человеческих: паче же от смертных падении соблюди нас, да не погибнем во отчаянии. Сем воистину и усты исповедую, яко таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангел. Предстоя бо престолу Господню, молишися о нас, не престай убо умилостивляя Премилосерднаго Господа и Бога нашего, да отпустит согрешения и слабости наши, иже сотворих во всем житии нашем делом, словом и всеми чувствами, и имиже весть судьбами, да спасет нас. Да сподобит нас покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молим и таковаго дара всеусердно желаем. Охрани притрепетные души наши: защити от тех ловления, егда имам преходити воздушная мытарства, да хранимы тобою, безбедно достигнем Рая вожделеннаго, идеже лицы святых и горних сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, Ему же подобает честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

(Из акафиста)

ОБ АНГЕЛАХ БОЖИИХ

По замечанию архиепископа Черниговского Филарета: “Благоговейное рассмотрение дел Божиих в мире высших духов тем более нужно человеку, что с этим миром он находится в близкой связи, начиная с первого появления души своей и тела в мир бытия и не исключая райского местопребывания благих душ наших*.

В “Православно-догматическом богословии” Макария (Булгакова), митрополита Московского, содержится систематическое представление о происхождении, природе, бытии, численности, служении Св. Ангелов, опирающееся на авторитет Святого Писания и свидетельства учителей церкви. Приводим слова святителя в частичном изложении. Имя “Ангел” означает “посланник”, “вестник” и является, по выражению св. Отцов, именем должности, а не природы. Поэтому не удивительно, что в Св. Писании им называются разные посланники Иеговы, возвещающие волю Его.

Так в Ветхом Завете оно приписывается: самому Мессии, названному Ангелом Завета (Мал. 3,1), Моисею (Числ. 20,16) и другим пророкам (Агг. 1,13; Ис. 33,7), священникам (Мал. 2,7), даже вещам бездушным, творящим слово Господне (Пс. 77,49): а в Новом Завете — Предтече Спасителя (Мф. 11,10), ученикам Его (Лк. 9,52), ученикам Предтечи (Лк 7,24) и предстоятелям церквей (Апок. 1,20; 2,1).

Но в строгом смысле Ангелами называются в Священном Писании существа особого рода, отличные от Бога и от человека, существа духовные, действительные, а не воображаемые. О них мы имеем бесчисленные упоминания в тексте Библии, которые никак нельзя мыслить переносно, без крайнего насилия над смыслом речи.

История повествует нам, что вера в бытие Ангелов существовала во все времена и у всех народов при всем различии их религий, что она почти столь же всеобща в человеческом роде, как и вера в бытие Бога (об этом писали Тертуллиан, Киприан, Афинагор).

Чем это обусловлено? Самое естественное и непринужденное объяснение — то, что учение об Ангелах перешло во все религиозные системы разных народов из религии первобытной и есть один из остатков, хотя немало искаженный, того первоначального Откровения, которое даровано было Богом еще праотцам рода человеческого в раю и потом распространилось от них между всеми их потомками.

Известно, что священный Бытописатель, изображая творение мира, не сказал ясно о происхождении Ангелов. И это, как полагали святые отцы Церкви, по двум причинам:

1) вследствие неспособности тогдашних иудеев возвышаться к предметам сверхчувственным, пророк Моисей имел в виду начертать перед своими соплеменниками только историю видимого мира, чтобы научить их, по крайней мере, через ряд доступных им предметов, познавать истинного Творца всего существующего;

2) имелась определенная опасность говорить с ясностью о бытии высших духовных существ людям, склонным впадать, в многобожие и идолопоклонство.

По природе своей Ангелы суть духи Божьи бесплотные, совершеннее души человеческой, но ограниченные в сравнении с Создателем. Библия и учителя Церкви изображают их разумно-свободными, святыми, безсмертными существами, созерцающими и славословящими Бога, творящими волю Его. Будучи умами, Ангелы и существуют в местах небесных, духовно присутствуя и действуя там, где им поведено. Безтелесными и безвещественными Ангелы называются сравнительно с земнородными, в отношении же Духа высочайшего и бесконечного (т.е. Бога), по замечаниям св. Иоанна Дамаскина и св. Григория Богослова, все иные духи оказываются грубыми и несовершенными с точки зрения их природы. Вместе с тем, Ангелы — высшие в ряду созданий Божиих, находящихся вблизи Творца “светы вторичные”. Их Господь привел из небытия в бытие и создал их по образу Своему.

Бог наделил Ангелов совершенным умом, содействуя в их стремлениях к истине и сообщая им просвещение и откровение от Себя. Он даровал Небесным Силам могущество, крепость и силу, способность чудотворить и пророчествовать, согласно воле Своей Всеблагой. При этом высшие, по сравнению с человеческими, свойства Ангелов имеют свой предел. Так, например, они не знают вполне существа Божия, не ведают о последнем дне мира, не могут сами по себе предсказывать будущего случайного (это преимущество самого Бога), как и творить сами собою чудеса (“Благословен Господь Бог Израилев, творящий чудеса един” (Пс. 71,18)). Все чины ангельские поставлены в таком порядке, что низшие получают просвещение, ведение и благодеяния Божии через высших.

Отвергнув вызов денницы восстать против Бога, Ангелы получили великую благодать, при помощи

которой они уже настолько утвердились в добре и святости, что не могут грешить и навсегда останутся благими. Св. Василий Великий писал, что святые Силы, вследствие обитания в Святых небесных обителях, по этому естеству, имеют в себе Чистоту, Свечение и Святость, которая проникла во все их существо и соединилась с их природою.

Служение Ангелов Всевышнему — двоякого рода:

1. Они служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и, погружая взор свой в красоту Божию, непрестанно прославляют Его.

2. Они служат Богу как орудие Его промышления о вселенной, приняв каждый какую-либо ее часть или будучи приставлены к одному чему-либо в мире. Ангелам поручено попечение и управление как в мире духовном, так и в мире вещественном. Их служение людям выражается в покровительстве городам, царствам, областям, монастырям, церквам, лицам духовным и мирским. При этом достоинство Ангела народо-правителя, в сравнении с Ангелом-хранителем одного человека, по необходимости, выше. Всячески содействуя благу вверяемых им народов и царств, Ангелы ведут их к Богу по пути христианского благочестия, если они уже освещены ими через постепенное приобщение к спасительной вере Христовой. Ангелы народо-блюстители ходатайствуют перед Господом и молятся о вверенных им народах, причем эта молитва несомненно сильнее и действеннее, нежели молитва самих людей, поскольку она исходит от совершеннейших и ближайших к Богу духов. Эти Ангелы, зная нужды ведомых ими народов, возвещают волю Божию правителям и властителям посредством внушения, как, например, Ангелы, явившиеся в видении фараону и царю вавилонскому.

Существуют невидимые предстоятели и приставники частных Церквей или обществ верующих, как и Ангелы-хранители частных лиц. О последних Ангелах учителя Церкви (св. Василий Великий, св. Анастасий Синаит и др.) говорили, что они давались в Ветхом Завете одним иудеям, веровавшим в грядущего Мессию, а с приходом Спасителя даются всем христианам с момента крещения.

Некоторые святые отцы (св. Григорий Нисский, св. Августин и др.) полагали, что Ангел хранитель посылается Богом к душе каждого человека, любой веры, причем с самого его рождения.

На основании слов Псалмопевца, гласящих: “Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их” (Пс. 33,8), древние учителя Церкви заключили, что Ангел хранитель находится при каждом верующем постоянно, пока тот остается верным Господу. Когда же человек впадает в грех и нечестие, перестает бояться Бога, Ангел оставляет христианина, удаляясь на время от него.

Служение Ангелов в отношении людей многообразно и исполнено высшего смысла. Они суть наши наставники в вере и благочестии, охранители душ и телес наших, наши молитвенники и предстатели перед Богом, не оставляющие нас при самой кончине и сопровождающие души усопших в страну вечности. Бесконечно велико количество святых Ангелов, служащих Творцу и предстоящих Ему.

Ангельские Чины разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

Первую, ближайшую к Пресвятой Троице, образуют: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Вторую иерархию образуют: Господства, Силы и Власти.

Третью составляют: Начала, Архангелы и Ангелы.

Надо всеми девятью чинами поставлен Господом св. Архистратиг Михаил, вместе с другими высшими духами — Архангелами (Гавриилом, Рафаилом, Уриилом, Салафиилом, Иегудиилом, Варахиилом и Иеремиилом), выполняющий наиболее важные служения Божии и в качестве Первоангела обладающий беспримерной духовной силой.

Ангелы, будучи подобиями Божиими, чистейшими и прекраснейшими существами, нередко служат орудием Божией кары, и эти функции в глазах грешников могут казаться злыми. “Но в этом смысле злы, например, и судьи, наказывающие преступников, и священники, отлучающие непосвященных от таинств. Однако ни наказание, ни отлучение от святыни — это не зло, но злом является поступок, заслуживший наказания, ровно как и недостойное святыни состояние греховности и неосвященносги” (св. Дионисий Ареопагит).

Особого внимания требует вопрос об Ангельских явлениях. Св. Иоанн Дамаскин писал в связи с этим: “Преображаются же они (Ангелы), во что бы только не повелел Господь Бог, и таким образом являются людям, и открывают им божественные тайны”. Ангелы “...описуемы; ибо, когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю — они не остаются на небе, но они не ограничиваются стенами, и дверями, и дверными запорами и печатями, ибо они — неограничены. Неограниченными же их называют потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие” (св. Иоанн Дамаскин).

Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) разъясняет изложенные выше мысли следующим образом: “Многоразличные явления Ангелов, с одной стороны, показывают, что Ангелы, при их ограниченности, не присутствуют и не действуют везде, хотя и не ограничиваются пространством вещественного мира, с другой, подтверждают, что вещественные образы, в которых являлись Ангелы, не принадлежат им существенно. Они принимали тот или другой вещественный образ для человека, как являлся видимо и сам Бог: но это — случайность, а не бытие постоянное”.

Из ветхозаветной и новозаветной истории известно, что самым обычным образом явления Ангелов был человеческий. В таком виде являлись они Аврааму, Лоту, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Маною — отцу Самсона, Давиду, Товии, пророкам, святым женам по воскресении Спасителя, Апостолам. Церковная история содержит тысячи примеров подобных явлений. Знает их и история Святой Руси: Ангел укрепляет находящегося в заточении преподобного Максима Грека, Архангел Гавриил является преподобному Мартирию Зеленецкому, Ангел в мантии и куколе с распростертыми крыльями указывает преподобному Александру Свирскому место для церкви, Ангел Господень служит Божественную литургию с преподобным Сергием Радонежским, Ангел в образе юноши укрепляет преподобного Елеазара Анзерского в терпении. Ангел Божий, в виде светлого мужа в святительском облачении, является лежащему на смертном одре царю Феодору Иоанновичу и возвещает ему о скорой кончине. "Жития русских святых” повествуют о многочисленных фактах подобного рода, подробный рассказ о которых составил бы при желании целую книгу.

"...Все явления Ангелов на земле, как и Богоявления вообще писал профессор Киевской Духовной Академии А. Глаголев, — имеют своей целью благо и спасение человека (Евр. 1,14), и так как в мире материи нет ничего высшего в сравнении с организмом человека, то естественно, что обычный образ явления Ангелов — человеческий. (Ангелы принимают человеческий образ при явлении людям сообразно той среде, в которую попали). Образ человека, принимаемый Ангелом, по представлению библейских лиц, отличается необычайною величественностью и способностью внушать священный страх.

Внешний вид являющегося Ангела, по общему библейскому верованию, должен был носить на себе печать неземного величия, и созерцание его для человека соединено с опасностью для жизни (Суд. 6,22-23; Суд. 13,6; Суд. 13,22 и др.). Человеческий образ, принимаемый Ангелами, не мыслится существенно связанным с природою Ангела, а рассматривается только как средство для исполнения им возложенных на него Богом миссии”.

Ангелы могут являться в виде прекрасных, светлых юношей, нередко с крыльями, символически указывающими на ту величайшую быстроту и легкость, с которыми святые небожители могут преодолевать границы пространства (кстати, именно этот облик стал устойчивым и традиционным в иконографии св. Ангелов). Они могут принимать вид священнослужителей (подобно четырем молодым диаконам, пришедшим к умирающему афонскому схимонаху Гавриилу); иноков (как в видении отрока Варфоломея — будущего преподобного Сергия Радонежского, когда ему престал Ангел в образе старца-черноризца); путников (как Архангел Рафаил, сопровождавший Товию в Мидию); вооруженных воинов (подобно Ангелу, поразившему пламенным копьем иеродьякона Евагрия и исцелившему его брата иеромонаха Тита, или целого Ангельского войска с обнаженными саблями, сохранившими Кирилло-Белозерский монастырь от разбойничьего нападения) и иные облики.

В виде луча света явился Ангел хранитель преподобному Онуфрию Великому (жившему в IV веке в Фиваиде), чтобы препроводить его в пустыню. Ангелы принимали вид огненных столпов, охраняя до погребения тело убиенного святого благовернаго князя Глеба Муромского или прославляя тела мучеников: святого благовернаго князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора. Два светлых облака всю ночь осеняли тело святого благовернаго князя-мученика Михаила Ярославовича Тверского, являя “просвещение Ангельское над ним”. Пророку Моисею Ангел Господень явился “в пламени огня из среды тернового куста” (горящей купины) (Исх. 3,2). Св. Иоанн Богослов видел вокруг престола Всесвятейшего Ангелов в образе четырех животных, исполненных очей спереди, сзади и внутри. Одно из них было подобно льву, друroe — тельцу, третье имело человеческое лицо, а четвертое было подобно орлу летящему. Все они имели шесть крыльев и непрестанно взывали: “Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет” (Апок. 4,6-8).

Иногда Ангелы, равно как и Сам Бог, являлись без всякого видимого для глаз образа, а давали знать о своем присутствии громким голосом, посредством нравственных внушений, посредством поразительных явлений природы, посредством снов, откровений неизвестного будущего или прошедшего; иногда они наводили на людей помрачение, ослепление, оцепенение, давая таким образом им чувствовать гнев Божий к ним”. Так, Св. Архангел Гавриил, сообщая пророку Даниилу о судьбах великих царств, был видим только ему одному. Другие мужи, присутствовавшие при этом, не видели явления, но, испытав великий ужас, они в страхе убежали (Д ан. 10).

Приведенные факты Ангелофании, безусловно, подтверждают мысль о том, что “реальная сущность существ невидимого мира может открываться только в разнообразных формах; однообразное выступление небесного существа в стереотипной форме породило бы ошибочное мнение, что последняя принадлежит самой природе духовной его, и даже повело бы к суеверному культу его изображения”.

“Вообще образ явления Ангелов, по воззрению древнейших библейских книг (как и вообще всей Библии), — продолжает А. Глаголев, — обуславливается целью, для которой они являются.

Где повеление, данное Ангелу Богом, имело символически и конкретно выразиться в самом явлении и действиях Ангела, там символика явления последнего осложнялась (обнаженный меч у райского херувима, у Ангела, явившегося Валааму на его пути, и у Князя воинства Иеговы, представшего Иисусу Навину). Но, во всяком случае, весь образ явления Ангела напоминал библейским лицам о духовности и премирности его”. Причем, явление святых Ангелов, по свидетельству преподобного Антония Великого, бывает невозмутительно для человека. Так как являются они "обыкновенно безмолвно и кротко; почему в душе немедленно рождается радость, веселие и дерзновение; душевные помыслы пребывают невозмутимыми; душа исполняется желанием будущих благ и общения со святыми. Если же иные и приходят в страх от внезапного явления им добрых Ангелов, то эти Ангелы в то же мгновение уничтожат страх своею любовию, как поступил Архангел Гавриил с Захариею и Ангел, явившийся женам на Гробе Господнем, а также Ангел, сказавший пастырям вифлеемским: не бойтесь! И ощущается страх в таком случае не от душевной боязни, но от сознания присутствия высших сил”.

Перепечатано из «Духовного Собеседника»

Самара, 1997г.

Ангелы хранители

Как-то совершенно забыты у нас Ангелы хранители, к которым у нас нет настоящего правильного отношения. Лица, совершающие долг ежедневной молитвы, быть может, по утрам и вечерам читают утреннюю и вечернюю молитву Ангелу хранителю. Но нет к нему того пламенеющего рвения, той неперестающей о нем мысли, которая так могла бы помогать людям в духовном их деле.

Когда верховный из ангелов возмутился против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога, предводитель сил небесных архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы ангелов, оставшихся верными Богу, низвергнул сатану с полчищем его в преисподнюю и с тех пор постоянно поражает его своим огненным мечом. Неукротимый в ненависти, непримиримый в злобе, неистощимый в лукавстве, сатана не перестает вновь и вновь устремляться на Престол Божий, вновь и вновь отражаемый светлыми Ангелами. Побеждаемый тут, сатана со своими слугами ополчается на верных Богу людей. И для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен добрый Ангел хранитель.

Душа наша слышала песни, которые напевал ей ангел хранитель, неся ее на землю; и память об этой песне не дает ей удовлетвориться ничем земным. Она тоскует на земле, как в несродной ей области, полная отдаленных, но в то же время и сильных воспоминаний о рае. Ангельская песня, которую вспоминает душа на земле в своей земной жизни, наполняет душу тем святым беспокойством, которое не дает ей удовлетвориться ничем тленным, преходящим, которое заставляет ее тосковать по вечной отчизне, как это передано в чудесном стихотворении М.Ю. Лермонтова:

По небу полуночи Ангел летел И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала Его не притворна была.

Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой.

Душа поселилась в твореньи земном, Но чужд был ей мир. Об одном

Она все мечтала, о звуках святых, Не помня значения их.

И долго на свете томилась она, Желаньем чудесным полна,

И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.

Но отчего мы не задерживаем для себя раздавшийся нам так давно звук этой песни, отчего мы на протяжении всей нашей жизни вообще не внимаем ангелу хранителю, который без конца готов продолжить для нас эту песню? Ей внимали святые, когда, завороженные ею, они разом рвали со всем миром, чтобы жить на земле жизнью бесплотных. Этой песне внимали те мученики, которые с улыбкой предавали себя на невыносимые пытки. Этой песне внимают и ею счастливы все те, кто творит на земле Божию волю. Так вот, нам надо возобновить близкое общение с забытым нами ангелом и прежде всего — понять все значение его для нас.

Верую в ангелов, наших блюстителей, Полных участия к нам, полных любви...

Промысла Божьего кротких свершителей, Демонских замыслов зорких рушителей,

Коим вверяем мы тайны свои...

Тяжек труд Ангела, приставленного к человеку, который делает его ближайшим свидетелем всех своих беззаконий и мерзостных падений. Ангел увлекает человека в храм, человек же идет к нечистому развлечению; Ангелу хотелось бы поднять человека на молитву, а человек предается кутежу; Ангелу хотелось бы вложить в уста его кроткие и добрые слова, а человек произносит слова нечистые и враждебные; Ангелу хотелось бы видеть человека праведным, а человек представляет собою сплошной грех. Мы не можем видеть всего усилия борьбы, которую ведут Ангелы за охрану человека. Но мы должны были бы часто в жизни своей чувствовать, что есть кто-то чудный, внушающий нам благие решения, увлекающий нас в обратную сторону. И в верующих людях, ищущих Бога, ангелы обыкновенно и побеждают.

Е. Поселянин

Господь каждому из нас дает двух ангелов, один из которых Ангел хранитель — хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро; а другой Ангел — святой угодник Божий, имя которого мы носим, — ходатайствует о нас перед Богом, молится Богу за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши грешные.

Ангелы, будучи служители любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, стараются наполнять нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре.

Свт Феодор Едесский

Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами. Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни — Ангела, отдаляет прискорбный грех... Поскольку святого Ангела, ополчающегося вокруг боящихся Господа, имеет каждый из нас, то грехи могут стать причиной бедствия: нас перестанет закрывать стена, то есть святые силы, которые делают людей непобедимыми, пока пребывают с ними.

Свт. Василий Великий

АНГЕЛ

В вечерний час, над степью мирной, Когда закат над ней сиял,

Среди небес, стезей эфирной, Вечерний ангел пролетал.

Он видел сумрак предзакатный, — Уже синел вдали восток, —

И вдруг услышал он невнятный Во ржах ребенка голосок.

Он шел, колосья собирая, Сплетал венок и пел в тиши,

И были в песне звуки рая — Невинной, неземной души.

“Благослови меньшого брата, — Сказал Господь.

— Благослови Младенца в тихий час заката На путь и правды и любви!”

И ангел светлою улыбкой Ребенка тихо осенил

И на закат лучисто-зыбкий Поднялся в блеске нежных крил.

И, точно крылья золотые, Заря пылала в вышине,

И долго очи молодые За ней следили в тишине!

И. Л. Бунин

Молитва Ангелу хранителю

Научи меня молиться, Добрый ангел, научи!

Уст твоих благоуханьем Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья, Дай полет мне в высоту;

Дай мне веры безусловной Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных Дай младенцев простоту

И высокую, святую Нищих духом чистоту!

Дай стряхнуть земные узы С прахом страннических ног,

Дай во мне угаснуть шуму Битв житейских и тревог!

Да откроется тобою Мне молитвенный чертог,

Да в одну сольются думу Смерть, бессмертие и Бог.

П.А. Вяземский